logoARTMEDIUM | цсм

Ігор Янович . Течія

12.02 – 10.03.14

арт-центр Я Галерея у Києві, на Хорива, 49Б

Створювати нові форми на тлі протиріччя побудови та руйнації – один із головних лейтмотивів творчості Ігоря Яновича, окреслений ним самим. Разом з тим, у своїй новій серії Течія будь-яке авторське втручання у природний лад самого матеріалу зведене до мінімуму. Художник якомога менше «притримує» плинність, продиктовану самим єством світу, закріплену на полотнах, де найбільш дієвими силами стають тяжіння та опір. Проект потребує від глядача не тільки відмови від припасених інтерпретативних сіток, а й усвідомлення того, що сам художник, створюючи ці полотна, був своєрідним глядачем, що зараз ділиться побаченим.

 

 

 

Все течет, все меняется.

Гераклит

 

Искусство сотворено из искусства. Если мы не пропускаем нашу реальность сквозь его призму, искусство превращается в средство массовой информации.

Понимание нераздельного единства жизни и смерти, перетекание одного в другое –

заложено в самой жизни. Благодаря этой мудрости мир представляется не как интеллектуальная схема, а как живой организм, гармоничный и в то же время противоречивый и драматичный. Все течет, все меняется! Течение времени не подвластно человеку. Остановить, затормозить этот процесс – невозможно! Материя не вечна. Трансформация ее (переход из одного энергетического состояния в другое) – неизбежна! Мы только можем попытаться понять, осознать это. Мы видим, как ржавеет металл под воздействием времени, заложенном в нем, переходя в другое состояние, приобретая другую форму, цвет, фактуру, структуру. Эта форма живет и видоизменяется. Мы наблюдаем, как изменяется форма камня под воздействием времени и воды, как меняется дерево, цветок и все живое. «Природа представляет собой манифестацию времени и пространства в непрерывном изменении…» – говорил Лючия Фонтана. И человек, как живая материя, тоже вовлечен в этот круговорот. Жизнь проходит очень быстро, и все от нас убегает. Каждое мгновение становится ценным. Видеть ценность в каждом убегающем мгновении – очевидно, это и есть тот высший смысл, который мы все так ищем.

Фиксация состояний материй, которые изменяются. Здесь мне хотелось свести к минимуму роль художника, манипулирующего материалом, давлеющим над ним, позволив ему (материалу) максимально проявить себя, подчеркнув тем самым идею проекта – течение, текучесть, заложенные в бытие и в природе.

 

Ігор Янович